Нужно ли знакомить детей с книгами? У каждого родителя свое мнение на этот счет. Одни считают, что это способствует формированию любви к литературе, развитию полезных навыков. Другие не видят необходимости дополнительно заниматься, делегируют эти обязанности педагогам школы. Чтобы раз и навсегда разобраться с этим вопросом и решить какой подход единственно верный, нужно выяснить как изучение книг вместе с родителями отражается на способностях ребенка.
Формирование мотивации к чтению
Еще несколько десятков лет назад знакомство с литературой было одним из самых популярных видов досуга у людей от мала до велика. Кто-то предпочитал фантастику, кто-то любил приключенческие романы, а кому-то приносило удовольствие знакомство с самыми свежими новостями из газет и журналов. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня появилось множество других источников получения информации, таких как телевидение и интернет.
Читают ли современные дети книги? Чаще всего нет. Во многом это связано с тем, что мультсериалы и игры на компьютере привлекают их намного больше. Чтобы хорошо понимать текст, нужно проявлять внимание и терпение, обладать усидчивостью, а это трудно и требует много сил. Именно поэтому редкий малыш сегодня предпочтет сказку или рассказ любимому мультфильму.
Важно помнить, что чтение книг – это не только развлечение, но и отличный способ развить свою грамотность и навыки обработки информации. Так как большую часть учебного материала школьник получает именно в форме текста, повышать уровень работы с ним просто необходимо. Если не уделять этому достаточно внимания, то не удастся добиться хорошей успеваемости в школе и успешной сдачи выпускных экзаменов.
Обязательной литературы, которая предлагается к ознакомлению ученикам, зачастую недостаточно для значительного развития уровня восприятия и запоминания текста. Именно поэтому изучать книги нужно дополнительно, вне школьной программы. Но для этого требуется хорошая мотивация к чтению, ведь без нее ученику покажутся скучными даже самые интересные произведения.
Способы мотивации ребенка к чтению
Роль, которая будет отведена литературе в жизни малыша, зависит от множества факторов. Еще в ранние годы он неосознанно копирует поведение взрослых, подражает им. Поэтому в читающих семьях малыши чаще склонны проводить свободное время за детскими книжками, ведь перед ними есть пример родителей, которые с удовольствием читают сами. Если дома есть библиотека, то время от времени дети будут брать в руки книгу. Сначала это будет просто пролистывание страниц и разглядывание картинок, но со временем может сформироваться и стойкий интерес к литературе.
Важно подталкивать малыша, постепенно приучать его к тому, что чтение – это интересно. Для этого нужно вместе знакомиться со сказками и рассказами, обсуждать сюжет и главных героев произведения. Когда малыш освоит грамоту, предлагайте читать по частям: одни абзац воспроизводит он, а другой читает родитель. Постепенно будут улучшаться скорость работы с текстом и уровень понимания и запоминания прочитанного. Но, чтобы добиться этого, нужно читать регулярно, уделять этому хотя бы полчаса в день.
Хорошей альтернативой печатным изданиям являются аудиокниги. Сегодня множество произведений в такой форме можно найти в интернете, выбор действительно огромный. Существенным плюсом аудиокниг является то, что, слушая их, малыш может заниматься своими делами, постепенно все сильнее интересуясь повествованием. Так в нем может проснуться самое главное – мотивация для чтения бумажных книг. Но к подбору и аудиокниг, и печатных изданий нужно отнестись серьезно.
Зачем детям читать короткие рассказы
Выбор книг напрямую отражается на мотивации и интересе ребенка к чтению. Поэтому подбору произведений нужно уделять особое внимание. Для этого обязательно стоит учитывать возраст малыша и останавливать свой выбор на тех книгах, которые он точно сможет понять. Также, если речь идет о школьнике, стоит разделять обязательную и дополнительную нагрузку. Так, выбирая книги для чтения вне школьной программы, нужно учитывать вкусы и предпочтения ребенка. Если он будет знакомиться с теми произведениями, которые ему нравятся, то привить ему любовь к литературе будет намного проще.
Дошкольнику или ребенку младшего школьного возраста лучше каждый день предлагать к ознакомлению короткие сказки и рассказы. Чаще всего детям трудно сохранять концентрацию и не терять нить повествования, если речь идет о длинном произведении. Они забывают то, о чем им читали несколько дней назад, или путают местами события, которые описываются в книге. А ведь развитие умения запоминать и пересказывать – одна из главных задач для ребенка. Поэтому наращивать объем нужно постепенно, начиная с коротких книг. Так малыш будет привыкать к более длинным и сложным произведениям без потери интереса к ним.
Нужно помнить, что дополнительное чтение – это, в первую очередь, возможность привить любовь к литературе, а уже потом развитие важных для учебы навыков. Если ребенку понравится такой вид досуга, то позже он сам начнет открывать для себя безграничный мир книг. Читают ли дети или нет – это во многом зависит от подхода взрослых. Именно поэтому такую важную роль в формировании мотивации к чтениюиграет совместное знакомство с литературой.
Читаем книги вместе с детьми
Чтение детских книжек часто является основой обучения малыша грамоте. Сначала он учится распознавать буквы и соотносить их со звуками, затем читает целые слова и предложения. Совместное чтение дает возможность легче развивать важные навыки и готовиться к учебе в первом классе. Даже если ребенок уже посещает начальную школу, то это не гарантирует наличия умения правильно читать текст.
Базовый навык чтения – это умение правильно воспроизводить слова, понимать и запоминать смысл прочитанного. Постепенно нужно увеличивать скорость работы с текстом, ведь если малыш читает медленно, то интерес к литературе привить ему не удастся. Обучение грамоте – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Если упустить любой из них, то навыки обработки текстовой информации будут страдать.
Именно поэтому многие родители отдают малыша на дополнительные занятия, которые призваны обучить правильному умению читать. Такие курсы есть во многих центрах дополнительного развития детей и подростков, но нужно внимательно выбирать среди них, ведь от этого зависит качество образовательного процесса. Важно отдавать предпочтения занятиям, которые проводятся в небольших группах, чтобы тренер успевал уделить внимание каждому ученику. Методика должна быть адаптирована для малышей дошкольного и младшего школьного возраста. Так удастся добиться максимального эффекта тренировок.
Занятия по обучению чтению – это развитие навыков и мотивации к изучению литературы. Улучшая свои навыки знакомства с книгой, ребенок начинает легче воспринимать информацию, быстрее знакомиться с текстом. Благодаря тому, что понимание и запоминание прочитанного теперь дается без труда, малышу удается сохранять интерес к произведению. Так книга может стать для ребенка не менее привлекательным видом досуга, чем просмотр мультфильма или игра в компьютер.