Книга играет важную роль в развитии каждого ребенка. Ведь чтение улучшает память и концентрацию, позволяет расширить словарный запас. Попробуем разобраться, нужно ли читать сказки малышу, и какие книжки лучше выбрать, если ему уже шесть-семь лет.
Зачем читать сказки на ночь
Чтение сказок на ночь – замечательная традиция. Она успокаивает подвижную детскую психику, настраивает малыша на плавный переход ко сну. Для малышей это возможность провести вечер с родителями в уютной домашней обстановке, а для взрослых хороший повод уделить время духовному и интеллектуальному развитию своих детей. Такое времяпрепровождение укрепляет семейные узы, выстраивает между детьми и родителями доверительные отношения.
Сказка сама по себе является замечательным педагогом: учит различать добро и зло, быть честным и смелым, поступать правильно и справедливо. Слушая повествование, ребенок развивает свою память, а обсуждая с родителем сюжет книги, учится рассуждать. Разъясняйте детям значение неизвестных слов, тогда малыши будут узнавать новое и расширять свой словарный запас.
Когда ребенок проводит время в семейном кругу, он ощущает себя защищённым, нужным, любимым. Это положительно сказывается на его формирующейся психике: делает его уравновешенным, уверенным в собственных силах и просто счастливым.
Какие сказки читать детям в 6-7 лет
Ребенок растет, развивается и к шести годам можно постепенно переходить к чтению более объемной литературы, начинать читать на ночь повести и рассказы. Прекрасным выбором будут произведения Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Свинопас» и Астрид Линдгрен - серия про Карлсона. Не оставят равнодушными девочек и мальчиков сказки братьев Гримм «Горшочек каши», «Белоснежка и семь гномов» и Шарля Перро «Кот в сапогах», «Золушка и хрустальная туфелька», «Красавица и чудовище». Шесть лет – самое время для того, чтобы начинать развивать находчивость и чувство юмора. Замечательным подспорьем станут произведения Николая Николаевича Носова «Замазка», «Телефон», «Живая шляпа», «Мишкина каша». А повести Льва Николаевича Толстова «Филипок», «Косточка», «Котенок» и Михаила Михайловича Зощенко «Не надо врать», «Ёлка» заставят малыша задуматься о том, как важно быть добрым, справедливым, честным и смелым.
Ближе к школе ребенок все еще будет любить сказки, но также в нем проснется потребность узнавать новое об окружающем мире, ведь вокруг столько всего интересного. Большинство детей начинает интересоваться растительным и животным миром, природными явлениями. Не стоит упускать такую возможность - дать малышу дополнительные знания: читайте вместе детские энциклопедии, ищите ответы на интересующие вопросы. Постоянная открытость родителя для детских «почему?», готовность вместе разобраться в неизведанном позволяет сохранить и преумножить стремление ребенка к чтению книг.
Как правильно читать сказки детям
Книга – это всегда простор для фантазии, особенно для детей. Пока малыш еще не обучен чтению, он слушает, как ему читают родители. Такое времяпрепровождение успокаивает ребенка, дает ощущение тепла и уюта. Чтобы чтение приносило не только удовольствие, но и пользу, важно обсуждать прочитанное с малышом.
Просите ребенка кратко пересказать текст, научите выделять главную мысль произведения. Если у него не получается, то не нужно давить – задавайте наводящие вопросы, делитесь своим мнением. Малыш будет учиться рассуждать на примере взрослых. Постепенно появятся результаты – улучшится запоминание прочитанного, увеличится словарный запас, пропадет неуверенность при пересказе произведения.
Важно, чтобы ребенку читали с выражением, с чувством, подбирали интонацию к каждому персонажу книги. Так малыш не только сильнее вовлечется в процесс, но и будет интуитивно запоминать как нужно воспроизводить текст, чтобы это звучало красиво.
Постарайтесь выделить в доме полку под детскую библиотеку. Учитывайте вкусы ребенка – если ему не нравится какая-либо книга, и он просит прочитать другую, то не сопротивляйтесь.
Если ваши маленькие читатели напрочь отказываются слушать сказки, то не стоит на них давить. Это может только усугубить ситуацию, и в дальнейшем ребенок не только потеряет интерес к книгам, но и станет считать чтение трудом, а не досугом. Можно увлечь малыша хитростью, например, посмотреть его любимый мультфильм, а затем предложить прочитать сказку, по которой он был снят. Хорошим помощником родителям станут аудиокниги. С ними, как и с обычными книгами, лучше знакомиться перед сном – в это время малыш больше настроен на спокойный досуг, охотнее будет слушать.
Читаем сказки вместе с детьми
Главная задача совместного чтения – показать юному читателю, что книги - это увлекательно. В дальнейшем это даст ему множество преимуществ:
- Желание узнавать новое.
- Развитую речь и пополнение словарного запаса.
- Расширение кругозора за счет получения разносторонних знаний.
- Развитие памяти и концентрации, воспитание сосредоточенности.
- Повышенный интерес к обучению чтению, когда для этого придет время.
Следующая ступень знакомства юного читателя с книгами - это обучение чтению. Специалисты рекомендуют начинать занятия в пять-шесть лет, так как в младшем возрасте мозг ребенка еще не приспособлен к этому. Маркером готовности к занятиям также является отсутствие речевых дефектов, связная речь.
Учиться новому всегда сложно. Одно дело слушать, как читают родители, и совершенно другое – делать это самому. На этом этапе важно не испугать малыша, не отбить у него интерес к книгам. На помощь приходит попеременное чтение текста: один абзац читает взрослый, другой – ребенок. Это позволяет не переутомлять его, вовлекая при этом в процесс. Также детям всегда нравится читать книгу по ролям, а если малышу помогают сразу несколько взрослых, то это приведет его просто восторг.
Обучение чтению – сложный процесс, требующий последовательного подхода. Можно организовать занятия дома, а можно обратиться за помощью профессионалов. В центрах дополнительного образования педагоги обучают детей чтению с нулевого уровня. Следование образовательному плану позволяет быстро достичь результата, развить навыки до очень высокого уровня.
Воспитание любви к книгам и последовательный педагогический подход дадут будущему ученику существенные преимущества в начальной школе.