28.05.2018
Поделиться: 10
  • Vkontakte
  • Telegram
207862

Устный счет в XXI веке: атавизм или тренировка?

Устным называется счет, при котором вычисления производятся без дополнительных устройств, в уме. Сегодня такой способ арифметических подсчетов встречается редко, вызывает скептические улыбки. Ведь у каждого человека всегда с собой мобильный телефон с калькулятором. Девайс осваивается уже дошколятами. Результат можно получить мгновенно, дав устройству голосовую команду.

Есть обратная сторона удобства и скорости: при использовании калькулятора мозг не работает, не получает должной тренировки. Поэтому его активность постепенно слабеет, как и мышц без физической нагрузки.

Устный счет развивает мыслительные процессы, память, реакцию. Не случайно сегодня наблюдается возврат к методикам, позволившим людям более пяти тысяч лет назад научиться быстро считать в уме.

Кроме непосредственной функции, приемы устного счета дают возможность организоваться в различных жизненных ситуациях. Другая позитивная сторона навыка – достойный интеллектуальный имидж.

Природа или тренировки?

Некоторые специалисты утверждают, что умение считать в уме – особый дар, феномен. Гипотеза имеет исторические подтверждения:

  • сын деревенского учителя Джедедия Бакстон из Англии, живший в XVIII веке, увлекался устными вычислениями. Специального образования он не получил. Этот человек мог точно вычислить площадь поля неправильной геометрической формы, просто пройдя по периметру;
  • африканец Томас Фулер, живший в XVIII столетии, был рабом в штате Вирджиния. Он не умел читать и писать, никогда не учился, но мог перемножать в уме девятизначные числа. Интересно, что сложение, деление и вычитание были ему не под силу;
  • выдающиеся способности к устному счету отмечались у Ампера и Гаусса.

Альтернативное мнение состоит в том, что умение считать в уме основывается на знании определенных закономерностей и тренировках.

Истина ближе ко второму утверждению, поскольку феномены устного счета – случаи единичные. Терпеливое изучение приемов, постоянная практика дают отличные результаты.

Ученики школ ментальной арифметики, открывающихся сегодня в крупных городах, за два года обучаются перемножать и делить в уме двух-, трехзначные числа без использования классического «столбика». Но основная цель обучения гораздо шире: за счет равномерной нагрузки на оба полушария головного мозга развиваются умственные способности, память, формируются важные личностные качества.

Как научиться приемам устного счета

Изучить приемы устного счета можно на специальных развивающих занятиях. Этой теме посвящено несколько книг, популярность и эффективность которых доказана многочисленными переизданиями. Вот некоторые из них:

  • «30 простых примеров устного счета», Я. Перельман;
  • «1001 задача для умственного счета в школе», С. Рачинский;
  • «Система быстрого счета», Я. Трахтенберг.

Людям с тренированными мозгами гораздо проще найти достойный способ самореализации!