Каждый ребёнок читает с разной скоростью. Один медленно, растягивая слова, а другой быстро, «глотая» полученную информацию. Скорость чтения определяется характером, особенностями мышления, степенью активности психики.
С чего начинать обучение скорочтению?
Основа классического приёма скоростного чтения – это отказ от внутреннего проговаривания. Начать тренировать данный приём лучше с 10-12 лет. До этого времени ребёнок лучше понимает материал, который читается на такой же скорости, что при проговаривании. И все же мозг ребёнка 5-7 лет наиболее раскрыт для познания нового.
Также необходимо помнить, что учить малыша скоростному чтению нужно лишь в том случае, если он сам этого хочет. Насильно заставляя сына или дочь, вы не добьетесь никаких успехов, лишь зря потратите время. Чтобы заинтересовать ребёнка изучением нового навыка, используйте игры, которые покажут положительные стороны скорочтения.
Почему ребёнок читает медленно?
- Ему недостает внимания и концентрации на тексте. В конце фразы он может забыть, о чем говорилось в начале.
- Оперативное поле зрения маленького размера. Малыш обращает внимание лишь на пару букв, он не может охватить всё слово сразу.
- Небольшой и неразвитый запас слов.
- Плохо развитая артикуляционная система и дикция.
- Ребёнок не интересуется литературой.
- Материал не подходит ребёнку по возрасту.
- Зрительная регрессия. Малыш часто перечитывает те слова, фразы, отрывки, которые уже читал.
Как развить скорочтение?
Скорость чтения ребёнка – немаловажный фактор в понимании прочитанного материала. Чем быстрее ребёнок читает, при условии полного усваивания прочитанного, тем больше знаний он получает. А любой родитель хочет, чтобы его малыш стал умным и образованным человеком. Развить скорочтение можно, особенно у детей 6-8 лет. Главное – упорно трудиться. Чтобы научить ребёнка быстро читать, есть несколько способов.
- Наши руки – наши друзья. Физическое движение повышает скорость чтения. Наш мозг запрограммирован на фиксацию действий. Когда мы читаем, используя палец или кусочек бумаги, то создаём перемещение на странице книги. Мозг его фиксирует и повышает сосредоточенность. Вести по странице можно пальцем или карточкой.
- Палец-указка. Ребёнок должен вести палец по книжной странице вертикально. Скорость должна быть чуть-чуть выше скорости движения глаз. Вести можно и по центру, и сбоку. Главное – не менять темп и не останавливаться.
- Карточка-разделитель. Если такой нет, можно использовать обычный однотонный кусок бумаги. Ребёнок должен положить карточку сверху над строкой. Таким образом, у него повышается внимательность, ведь он не возвращается к предыдущим фразам.
- Периферическое зрение. Развить навык скорочтения ребёнку поможет боковое зрение. С его помощью вместо пары букв малыш сможет прочитать целую фразу. Тренировать боковое зрение можно с помощью таблицы Шульте. Это таблица, состоящая из 25 квадратов. В каждом из них есть цифра. Необходимо, глядя только в центр, обнаружить все цифры по убывающей или возрастающей.
- Отказ от субвокализации. Субвокализация – это ментальное проговаривание фраз с помощью движений ротовой полости. Такой «монолог про себя» затрудняет скорость чтения. Чтобы отучиться от этого, можно:
- зажать зубами кончик ручки, спички, зубочистки;
- прижать язык к нёбу;
- приложить к губам палец или карандаш;
- поставить фоном белый шум, спокойную музыку или счёт метронома.
- Отказ от возврата к прочитанному. Иногда ребёнок возвращается к прочитанному фрагменту, потому что он задумался о чём-то или его что-то отвлекло. При этом увеличивается время чтения всего текста на 30%. Чтобы отвыкнуть от этой привычки, можно использовать методы пальца-указки и карточку-разделитель. Также научите ребёнка развивать силу воли. Объясните, что дальше в рассказе он компенсирует пробелы, полученные ранее.
- Курс Либерика в «Академии развития интеллекта AMAKids». Либерика – ответ на вопрос, как проверить скорость чтения у ребёнка. Либерика – это уникальная методика, которая увеличивает скорость чтения детей в 5 и более раз. Дети после обучения станут более внимательными и сосредоточенными. Они будут воспринимать новую информацию со стопроцентным пониманием. Данная программа поможет улучшить скорость чтения. Кроме этого, ваш ребёнок заинтересуется литературой, станет больше читать, и, в конце концов, полюбит книги так же, как Белль из мультфильма «Красавица и чудовище».
Упражнения в домашних условиях
Некоторые родители задают вопрос, как увеличить скорость чтения у ребёнка дома. Для начала маме с папой нужно узнать, какая именно проблема негативно сказывается на скорости чтения их ребёнка, а потом устранить её.
Любые упражнения нужно начинать с разминки. Поэтому сначала пусть ребёнок четко и ясно проговорит гласные буквы, затем согласные, а после слоги. Например, «Аоуэи, аэиоу; ж-с-з-ш, б-п-д-т; ма-ма, по-по, лу-лу». После этого упражнения примитесь за скороговорки. Будет хорошо, если ребёнок положит в рот несколько небольших грецких орехов и будет пытаться проговорить фразы как можно четче. Такая тренировка готовит речевой аппарат ребёнка к чтению.
Проведите дыхательную гимнастику. Пускай малыш делает глубокий вдох, а на выдохе говорит любые слова. Чем больше слов – тем лучше. Если малыш справился с этим, тогда вместо слов используйте длинные фразы. Дальше сделайте артикуляционную гимнастику, подключая язык, зубы и губы.
Ещё одно упражнение для увеличения скорости чтения – это «Лесенки». Задача ребёнка – на выдохе проговаривать слова и фразы из лесенки от первой ступени до последней.
Например,
Кошка
Кошка лежит
Кошка лежит на кровати
Кошка лежит на кровати и видит сны.
Прелесть этого упражнения в том, что ребёнок может сам придумать лесенки, чтобы было интересней.
Также есть упражнение «Бросаем-засекаем!» Малыш по команде «Бросаем» начинает читать текст. Спустя некоторое время родители дают следующую команду: «Засекаем». Ребёнок закрывает глаза и держит руки на коленях. Когда снова звучит команда «Бросаем» ребёнок должен найти место в тексте, на котором он остановился. Так можно играть около 5 минут. С помощью этого упражнения ребёнок учится зрительно ориентироваться в тексте.
Упражнение «Ищем половинку» предполагает, что малыш должен в каждом столбике найти вторую половинку слова. Если ребёнок справляется с этим, то количество строк в столбце можно увеличивать.
Главное, не забывайте о том, что тренироваться надо регулярно. Иначе не будет видно результатов.